Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей
дошкольного возраста.
Коррекция нарушений речи наиболее успешна при раннем ее начале.
Профилактика - еще более
эффективная мера, позволяющая предупредить развитие этих сторон.
Первичная профилактика дислексии и дисграфий
заключается
в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным
расстройствам. Для этого могут быть рекомендованы следующие мероприятия:
1 .Меры по предупреждению патологии плода и новорожденного: охрана
здоровья будущих матерей, оптимальная организация наблюдения за беременными и
профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма,
инфицирования плода и новорожденного и т.д.
2.
Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости
детей в первые годы жизни.
3.
Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной
церебральной патологии.
4.
Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у
детей. Позднее появление первых слов (после 1 года 3 мес.) или фраз(после 2
лет) является достаточным основанием для вмешательства логопеда.
5.
При наличии билингвизма у ребенка необходим выбор
адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к
группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь
при усвоении второго языка.
Вторичная профилактика дислексии заключается в раннем выявлении
предрасположенности к этому нарушению и проведению комплекса предупредительных мер.
Для предупреждения нарушений чтения рекомендуется следующее:
1 .Формирование
функционального базиса чтения.
а)
развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой:
- стимуляция осознания звуковой стороны речи (непрерывный речевой поток
можно членить
на слова, слоги, звуки);
- стимуляция
слухового внимания;
- совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических
представлений.
б) развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления
- планомерный
и последовательный анализ изображений и конструкций;
- совершенствование оперирования сенсорными эталонами и овладение соответствующими
словесными понятиями;
- развитие
навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов;
-формирование навыков схематичного изображения пространственных
отношений (облегчат
усвоение фонематического, морфологического, грамматического анализа);
в) формирование
изобразительно-графических способностей;
г) развитие
сукессивных способностей ребенка:
- последовательность действий и планирование (вырабатывает способность к удержанию
в памяти плана действий в заданной последовательности и его реализация);
- последовательность
в пространстве;
- последовательность
во времени;
- последовательность
в речи;
д) развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.
2. Дети с дислексией с трудом усваивают навык чтения, основой которого
является синтез
звуков, одновременно с преимущественно письмом. У этих детей оба эти навыка
обычно взаимодезорганизуют друг друга. В связи с этим целесообразно детей
начинать обучению
чтению с опережением, еще в дошкольном возрасте, а письму позже, в школе. 1 год
в д/с - формирование функционального базиса чтения, 2 год обучения - знакомство
с буквами - должен сформироваться стабильный навык слогового чтения.
|