ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ В
ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ МАТЕМАТИКЕ. В
дошкольном возрасте с целью развития мышления детей используют различные виды
несложных логических задач и упражнений. Эти задачи на нахождение
пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, задачи типа
матричных. на поиск недостающей в ряду фигуры / нахождение закономерностей,
лежащих в основе выбора этой фигуры / и другие, например: 1. Какая из геометрических
фигур здесь лишняя и почему? 2. Найди и покажи на чертеже
5 треугольников и 1 четырехугольник. 3. Какое число надо поставить
в пустую клеточку? 4. Найди 2 одинаковых
предмета. Рассмотрев и сравнив предметы, надо найти фигуры, одинаковые по
цвету, форме, величине и другим характерным признакам. 5. Какая фигура здесь лишняя
и почему? На основе зрительного анализа. сопоставления надо найти предмет,
который не должен быть помещен на таблице, и обосновать выбор. 6. Продолжить ряд
изображений. Уловив закономерность в следовании предметов, надо продолжить ряд. ОБУЧЕНИЕ
РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА СМЕКАЛКУ
/ГОЛОВОЛОМКИ/. Из
всего многообразия головоломок, наиболее приемлемы в старшем дошкольном
возрасте /5-7 лет / головоломки с палочками /можно использовать спички без
серы/. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в
ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в
другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются
самые простые головоломки.
Необходимо иметь набор обычных счетных палочек, чтобы составить из них
наглядные задачи - головоломки. Кроме этого, потребуются таблицы с графически
изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной
стороне таблицы указывается, какие преобразование надо проделать и какая фигура
должна получиться в результате. Примеры: 1. Отсчитать ? палочек и подумать, как можно
из них составить 3 равных треугольника 2. Из 9 палочек составить 4
равных треугольника. 3. В данной фигуре переложить
2 палочки, чтобы получилось 3 равных треугольника. 4. В фигуре, состоящей из 5
квадратов, убрать 3 палочки, чтобы осталось 3 таких же квадрата. 5. В фигуре из 5 квадратов
убрать 4 палочки, чтобы осталось 2 не равных квадрата. 6. В фигуре изображающей
стрелку, переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника. 7. Переложить 1 палочку,
чтобы домик был перевернут в другую сторону.
|